"Память"


Даже не знаю с чего начать... Начну банально.


Меня зовут Григорий. Я обычный студент ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. Живу как все студенты в общаге. Стоит ли верить этой акции или нет, я даже не знаю. Думаю, стоит с людьми поделиться своим рассказом. Не судите строго я не мастер рассказов.

Я вхожу в поисковый отряд «Память» с 2013 года который, у нас функционирует на базе историко - филологического факультета. Каждый год наш отряд выезжает на раскопки. Наша главная задача – перезахоронение бойцов РККА и воспитание у современной молодёжи любви к своей Отчизне.

Многое увидел за эти годы, но особенно запомнился выезд на место боевых действий в 2014 году. Поехали мы в Ленинградскую область, Кировский район. Работали близ урочища Гайтолово.

Только приехали, начали лагерь обустраивать. Уставшие, голодные с длинной дороги с Чувашии.

Обычно чтоб разбить лагерь уходил день. К вечеру ты как выжатый лимон и тебе хочется лечь и уснуть и никого не слушать. Спали мы в общей армейской палатке с печкой буржуйкой. Девочек было жалко, мы воняли как лошади после работы да к тому же печка плохо отапливается, тяга слабая откроешь люк, а из него дым. Самое веселое утром, кода прослезившиеся глаза от дыма отекали, и мы все до единого имели азиатские глаза.


Память


Утром обычно ели кашку с тушёнкой. Спасибо девочкам за то, что они нас всегда хорошо кормили и не ленились вставать утром и готовить в 5:30. Да парням тож спасибо за то, что были дневальными и следили всю ночь за печкой, поддерживая тепло в палатке. Ночь в Ленинградской земле очень холодная бывало, что даже вода замерзала и приходилось пораньше ставить воду на огонь чтоб согреть воду для того чтоб умыться.


Память


К 7:30 весь отряд был полностью готов к поисковым работам. Ходили мы по группам, куда входило 3-4 человека. За каждым числился определённый поисковый инвентарь, за спиной рюкзак с едой. У кого-то металик, у кого-то поисковый щуп, у другого лопата. В отряде была -определенная иерархия. Кто был первый раз поисковой работе, выдавали лопату, обычно это были первокурсники. Каждый год мы набираем в отряд из перваков (разг.) так сказать готовим их на смену. Обедали обычно прямо в лесу, там, где когда-то за нас и за родину погибали наши доблестные отцы и деды. Костер разводили, предварительно проверив место на наличие взрывоопасных предметов. Самое интересное в том, что мы осознавали, что впервые здесь горит мирный огонь, огонь, который разогревает нам пищу, а не тот который был в сороковом, нещадно забиравший жизни. Было странно наблюдать день за днём над тем, что после обеда, чем до неё у нас всегда дела шли очень хорошо, всегда находили бойцов. Совпадение или мистика вам судить…

В этом году я был уже вторым курсом и «дедовщина» не грозила, выдали мне поисковый щуп. Работа с щупом не хитрая. Тыкаешь тыкаешь землю сантиметр за сантиметром, наткнулся на что-то поверил и дальше пошёл.

Земля Ленинградская полна металлом. Шрамы войны можно увидеть только в лесу за исключением больших воронок от гаубиц. Поля обычно после войны распахивали. Так жаль трактористов, так как они частенько подрывались на минах.


Память


Места боёв изменились и со временем здесь ничего не будет видно, но память всегда должна быть в наших сердцах. Частенько мне приходилось видеть кресты на тех местах, где были подняты останки наших героически павших бойцов. Кресты были сделаны из подручных средств, и на вершине креста почти всегда вешался каска бойца или фрагмент каски. После этого мы тоже стали ставить кресты где понимали(раз.) бойцов.


Память


Я никогда не забуду наверно, как нашёл своего первого бойца. Это было на 4 день поисковых работ. Наткнулся щупом на сапог бойца. Когда вытащил его, то испытал замешательство. Думал, что просто сапог, а когда раскрыл его, то увидел останки пальцев ног. Самое странное что я не испытал ни чувство радости ни чувство шока. Кто-то радовался, когда находил бойца, но не я. Найти бойца одно дело, а другое установить его имя и найти родных, вот и я не спешил радоваться.

Во время Великой Отечественной бойцы часто не заполняли свои медальоны, считалось это «черной меткой». Обычно писали свои имена на ложках, котелках, на лопатках, чтобы не спутать свое с другим. Вот и мой боец оказался безымянным. Мы установили по оставшимся петлицам, что имел звание ст. лейтенант.


Память


Человек имел приличный возраст, так как рядом с ним нашли зубные протезы, так же личное оружие (ТК-26). Данное оружие выдавалось только военнослужащим, которые входили в партийную структуру.


Память


Собрав все останки бойца, мы на том месте поставили крест, а девочки собрали цветы. Близился вечер. Пора было закруглять работу, и мы не спеша выдвинулись в сторону лагеря. Путь не был близким, да к тому же местами есть болота.


Память


Шли мы обычно в цепочку, след в след. Можно заблудиться или сделать крюк пока дойдёшь до лагеря. На тот раз мне доверили вести отряд, так как я хорошо ориентируюсь в лесу.

Не дойдя до лагеря около 1 км, нам опять посчастливилось найти бойцов РККА.


Было это так:

Пока шли, в лагерь отряд растянулся. От впередиидущего, до замыкающего расстояние было ок 70-80м. Так вот, замыкающий человек был курящим, вот он остановился, чтоб закурить, и увидел из земли носок сапога торчит. Вытянул, посмотрел, а там кости бойца. Сначала мы думали, что там один боец, оказалось, что три бойца.. Самое интересное было в том, что их похоронили скорее свои же, так как руки у них были как бы они обнимали друг друга за плечи. Мы тогда забыли, что такое ужин и подняли (разг.) тех бойцов. Жаль, что опять не было никаких зацепок на счёт установления имен. Так и мы их прозвали – «три товарища».


Память


Дни на раскопках быстро летели. За 10 дней нам удалось поднять 12 бойцов РККА. В последний день мы передали останки бойцов на перезахоронение в братскую могилу, которая находилась на Синявинских высотах.

На тех высотах, откуда корректировали огонь немцы по «Дороге жизни». Здесь, на подступах немцы держали оборону до 1944года. Десятки тысяч бойцов отдали жизни за эту непреступную высоту. Теперь там стоит мемориал, где высечены на граните имена бойцов, которые отдавали самое дорогое для общей победы. За те 10 дней всеми отрядами было найдено 483 бойца, их которых удалось установить имена 23. Вы только представьте, за десять дней 483 бойца, а сколько ещё там лежат не найденных бойцов?! Тех бойцов, которых «не поймал» металик (разг) или щуп.


Память


Я впервые ощутил тяжесть останков, когда мы по очереди спускали на своих плечах в братскую могилу. Когда уже поднялся наверх, я понял, что заново родился, как бы смешно это не звучало. Я словно шагнул через эпоху. Я увидел мирное небо, зеленеющую траву, и ласковое солнце и мирное небо над головой, и весенний свежий запах. Как часто мы это не замечаем в повседневной жизни, как не ценим. Эти бойцы умирали ради нас, чтобы мы жили, жили не как рабы, а свободные и умирали свободными.


Память


Было тяжело покидать лагерь, осознавая, что много ещё бойцов лежат на Ленинградской земле, до которых не дошёл или не нашёл поисковик. Тогда я успокаивал свою душу тем что, что через год тоже будет весна, и я с отрядом приду сюда, чтобы восстановить память, память о тех, кто умирал не ради славы, а ради мира на земле.

Григорий Кириллов

орфография и пунктуация автора сохранены.