26 дек 2013, 11:51
Армянский храм в России, стерегущий запорожскую казну Культура
16 (41) сентябрь 2004
Конец Запорожской Сечи
Историки не могут до сих пор внятно объяснить: куда девалось золото Запорожской Сечи после того, как императрица Екатерина II ее ликвидировала? Армия генерала Текели в июле 1775 года разрушила Сечь до основания, но золота не нашли.
Мы писали в № 11(26) нашей газеты о золоте гетмана Павла Полуботка, которое было переправлено в Англию. Но то золото — не запорожская казна, как некоторые считают.
Свою сечевую казну запорожские казаки создавали столетиями, передавая в нее все самое ценное, добытое в походах, войнах, налетах на сопредельные регионы. Золота скопилось немало.
После Полтавской битвы 1709 года, когда статус запорожцев покачнулся, они всерьез задумались о судьбе своего золотого запаса. Казну стали усиленно охранять и прятать в местах, известных лишь самым верным и надежным. Посвященные в эту великую сечевую тайну давали клятву о неразглашении ее даже под пытками и при угрозе смерти.
Руководство Сечи допускало вариант, что казакам не удастся отстоять самоуправление оставаясь российскими поддаными. На этот случай рассматривался вариант обустройства в странах Востока, Америки или даже в Новой Голландии (Австралии). За казначейское золото предполагалось выкупить землю для создания вольного казацкого государства.
В 1775 году Екатерина II, после подавления пугачевского бунта, принялась за ликвидацию Запорожской Сечи. Особой команде, прикомандированной к полевым войскам, было приписано отыскать и изъять казну запорожцев, о которой уже ходили легенды.
Охота за золотом
Чтобы запорожцы не ушли в Турцию, были особо укреплены сторожевые посты на юге, на всех подступах к Черному морю. Увидев такое развитие событий, казаки пошли на военную хитрость.
В дорогу двинулись два «золотых» обоза, два отряда пошли по разным дорогам. Первый обоз отправился на юг, в предполагаемую западню. Дальнейшее развитие событий оправдало действия запорожцев. Обоз был схвачен и псевдоказна в тридцати осмоленных дубовых бочонках, размещенных в трех возах, была опечатана императорскими офицерами без вскрытия. Под усиленной охраной груз был отправлен в Петербург. В торжественной обстановке бочки вскрыли. Екатерина II пришла в ярость, узнав, что там обычные камни и песок с острова Хортицы.
А настоящую казну казацкой державы в это время скрытно и тайно везли на восток. Запорожцы планировали перебраться через Дон к Каспию, а по нему достичь Персии или другой «земли обетованной». Надеялись они и на то, что собратья — донские казаки, пропустят их через свои земли и не выдадут царице.
Три повозки с тридцатью осмоленными двухпудовыми бочонками, наполненными золотыми монетами, ювелирными изделиями и драгоценными камнями сопровождала команда особо доверенных и надежных молодых казаков. Шли тайком, ночью. Днем укрывались в оврагах и зарослях.
В XVIII веке граница Всевеликого Войска Донского начиналась от места впадения реки Темерник в Дон (ныне это железнодорожный узел Ростова-на-Дону и Ворошиловский район города). Подойдя к Дону, казацкие казначеи увидели, что все проходы стерегут конные дозоры. Надежда на помощь донских казаков не оправдалась. Договориться не удавалось. Дончаки отлавливали запорожских казаков и сдавали на расправу властям.
Казацкий клад
Пришлось таиться в зарослях Темерника и ждать, пока улягутся страсти, и иссякнет пыл у донских собратьев. Но время шло, наступили холода. Затем зима. Казаки умирали от холода, голода и болезней. Их отлавливали поодиночке и пытали. Но самые изощренные пытки не смогли вырвать тайну. К весне золотой обоз прекратил существование. Он исчез бесследно, как и казацкие казначеи.
Предполагают, что оставшиеся в живых обозники зарыли бочонки в глухом лесу, в массиве поймы реки Темерник. А сами налегке перебрались в Тамань, к казакам-некрасовцам, надеясь вернуться, когда суета уляжется. Неизвестно, дошел ли кто, но через год и некрасовцы были изгнаны с Тамани. Уцелевшие бежали в Турцию.
Казалось бы, казна Запорожской Сечи безнадежно утрачена. Но ряд обстоятельств заставляет задуматься. С этого места, господа кладоискатели, будьте внимательны!
Прежде всего, надо полагать, что сокровища не отысканы. Такое количество золота и драгоценностей, будь оно найдено, не прошло бы незамеченным. При всех обстоятельствах и с любой точки зрения. Слишком алчна и завистлива натура человеческая. Поэтому, с большой долей вероятности можно считать, что казацкая казна исчезла где-то в темерницких урочищах.
Народная молва весь XIX век, из уст в уста, передавала «подробности» и приметы мест захоронения сокровищ. Упорные слухи рождали уверенность, что золото запорожцев близко и доступно. В балке Сухой Чалтырь (при выезде из Ростова) нашли останки нескольких волов с упряжью и иными признаками запорожского захоронения. Возник ажиотаж. Поиски в этом районе Ростова-на-Дону возобновились с новой силой, но безрезультатно.
А в начале ХХ века образовалась даже акционерная компания по поиску казацкого золота. Перед революцией это акционерное общество приобрело любопытный документ, слухи о котором давно будоражили умы кладоискателей. Это был старинный пергамент с водяными гербовыми знаками размером с тетрадный лист и со странными изображениями.
Вскоре грянула революция, и общество распалось. Кого-то расстреляли, кого-то посадили в тюрьму, кто-то бежал за границу. Документ же исчез, чтобы появиться вновь при необычных обстоятельствах. Такие рукописи не горят!
Армяне не предают!
В Ростове-на-Дону издавна известна большая армянская колония. Началось переселение армян на Дон в конце XVIII века. И в первый же год их переселения к ним прибился молодой казак, которого звали Симоном. Армяне были осведомлены о том, что донские казаки отлавливают казаков-бунтарей и передают властям. Но они укрыли беспомощного, больного, изможденного юношу и поставили его на ноги.
Симон отличался большой набожностью и хорошо знал строительное дело. Вскоре он возглавил бригаду церковных строителей. Ему доверяли и поручали даже выбирать места под закладку церквей. У Симона была странная особенность: он никогда не оголял спину и грудь. Но к этому быстро привыкли.
В 1783 г. переселенцы решили построить возле Нахичевани — армянского центра на Дону — монастырь. Симону поручили выбрать место и заложить храм. Он проявил в этом деле необычайную активность. Место выбрал лично: на высоком берегу одного из ручьев, впадающих в Темерник.
Долгие годы Симон строил, обустраивал, украшал храм. Закончилось строительство в 1792 году. Назвали его Сурб-Хач (Святой Крест). Он подобен Крымскому средневековому монастырю Сурб-Хач (1358 г.). Вначале же место будущего храма было отмечено камнем Хачкар, датируемым XIII веком, на котором выбит крест. Позже камень поместили в Свято-Данилов монастырь в Москве в знак русско-армянской дружбы.
Там же, в монастыре Сурб-Хач, Симон и остался жить на правах рядового монаха. Годы шли. Менялись настоятели монастыря, обновлялся монашеский коллектив, только запорожец оставался на месте, где когда-то заложил и выстроил монастырь. Он состарился. Ведь прошло полвека.
Тайна Симона
Симон всё чаще задумывался о смертном часе. И он рассказал новому настоятелю Сурб-Хача, поэту, просветителю армян Артюну Аламдаряну о том, что он родом из Запорожской Сечи, его настоящее имя Семен. И намекнул о великой тайне, которую он поклялся хранить и несметном богатстве, которое он охраняет. Старик пообещал раскрыть Артюну тайну перед смертью.
Но судьба распорядилась иначе. Зимой в лесу на монахов, вместе с которыми был и Симон, напала стая волков. От них отбились, но Симон был смертельно ранен. Истекающего кровью его повезли в монастырь, но по дороге он скончался.
Омывая тело усопшего, монахи поняли, почему Симон никогда не обнажал спину. На ней была странная татуировка, напоминающая профиль женской головы и трезубец — символ Запорожской Сечи. Профиль удивительно напоминал русло Темерника, а шея — берег Дона. Монахи поняли, что перед ними карта, и скопировали ее.
Так и открылось, что армяне спасли когда-то и от голодной смерти, и от виселицы одного из последних казацких казначеев. Его, вероятно, оставили у заветного места стеречь запорожскую казну. И, похоже, ему сказочно повезло. Он выстроил на месте тайника (или рядом) величественный христианский храм — Сурб-Хач, ставший его домом, укрытием и духовным пристанищем. Он оказался верным клятве, и до конца дней своих нес пожизненный караул, охраняя золотой запас многострадальной казацкой державы — Запорожской Сечи.
Как тайну ни хранили, но слухи о кончине монаха-запорожца, татуировке и карте не удалось удержать. Кладоискателей охватила «золотая лихорадка». Копатели изо всей округи бродили возле монастыря с лопатами.
А потом случилось худшее. Осенней ночью 1834 года монастырь захватила банда авантюристов. Монахов избивали и пытали, добиваясь признания — где сокровища? Артюн Аламдарян погиб. Грабители везде искали входы в тайные пещеры, обшарили подвал храма. Но из Нахичевани подоспела помощь, и бандиты бежали.
Власти долго вели следствие, бандитов не нашли, но подвал завалили землей. Карту долго рассматривали, но ничего не поняв, оставили в монастырских бумагах. Ее то и отыскали в 1917 году ростовские акционеры. После распада их Общества карта исчезла. Очередной раз она объявилась через четверть века.…
Рукописи не горят
1942 год. Ростов оккупирован фашистами. Вместе с немцами в город вошли и румынские части. И вот, погожим летним днем в Сурб-Хач заявились трое румын с… миноискателем. Они принялись обшаривать монастырь и окрестности. Но появился немецкий патруль и арестовал румын. Оказывается, они украли миноискатель в одной из немецких частей. У них, кроме миноискателя, изъяли старинную бумагу с рисунком, напоминающим очертания женской головы.
Румын доставили в комендатуру. Немцы истории о сокровищах не поверили, а румын за кражу миноискателя расстреляли. Заведенное по факту кражи дело вместе с изъятыми документами было направлено в администрацию Нахичевани.
В нахичеванской же управе архивом ведал известный донской краевед и адвокат Х. А. Поркшеян. Он-то прекрасно знал историю поисков клада Запорожской Сечи. Раскрыв поступившее дело и увидев карту, он не поверил своим глазам. Карта мгновенно была изъята из дела и надежно спрятана. Взамен была вставлена фальшивка, нарисованная наобум.
Старинный рисунок женской головы с трезубцем дошел, таким образом, до наших дней. Многие любители и специалисты пытались разгадать ее тайну, расшифровать указание места захоронения клада запорожцев, но пока безрезультатно. Все признаки, все пути вели к подвалам храма, заваленным еще в XIX веке. Разобрать же завал оказалось непросто.
Сурб-Хач загадочно молчит
И в проекте восстановления музея Сурб-Хач была предусмотрена расчистка подвальных помещений, но пока до них не дошли руки реставраторов и археологов.
Как и в былые времена в Ростове продолжаются поиски сокровищ, как местными кладоискателями, так и приезжими авантюристами. Но поиски клада (или информации о нем) — наобум, ни к чему не приводят.
Откроем секрет. Информация есть у ростовского исследователя исторической деятельности ростовских армян Эдуарда Вартанова. В его архиве есть и фотография рисунка, выполненного монахами по наколкам на спине запорожского казака Симона. Исследователи трактуют карту по-разному.
Сам Вартанов считает, что ключом к разгадке служит изображение запорожского символа — трезубца. Основная подсказка: отрезок линии «топор-копье» («Т-К»), «серьга» — крепость Святого Дмитрия (первая постройка при основании Ростова-на-Дону).
Отрезок «топор-копье» можно уподобить береговой линии реки Дон между впадающими в него речками Темерник (устье Темерника теперь рядом с железнодорожным мостом через Дон в Ростове) — Кизетеринка (восточная окраина Ростова) с поправками на отклонение устьев за более чем два века.
Опираясь на «указания» трезубца, из отрезка «Т-К» построим перпендикуляр и отложим на нем длину, равную «Т-К». Получится равнобедренный треугольник с основанием «Т-К».
Если наложим этот треугольник на современную карту Ростова-на-Дону, совместив основание с Т (железнодорожный мост возле устья Темерника) — К (устье Кизетеринки), то вершина треугольника упрется в храм Сурб-Хач.
Итак, все дороги ведут в армянский храм. Сегодня это историко-мемориальный комплекс, украшение Ростова-на-Дону и памятник архитектуры XVIII века. Здесь можно увидеть прижизненные портреты писателей и общественных деятелей Рафаэля Патканяна и Микаэла Налбандяна, личные вещи академика архитекторы, разработавшего генеральный план Еревана — Марка Григоряна, палитру и кисти выдающегося художника Мартироса Сарьяна. Выпущена даже почтовая марка с изображением ростовского армянского храма.
Но Сурб-Хач не только музей. Это еще и духовный центр донских армян, всех жителей Ростова, которые давно оценили уникальную (по мнению специалистов лучшую) его акустику. Здесь часто можно услышать концерты духовной и светской музыки.
Расположен он в Ворошиловском районе города, застроенном современными многоэтажными зданиями. Поэтому, если сокровища запорожцев действительно в подвалах Сурб-Хача, то место это охраняется надежно и вывезти их тайком — задача неосуществимая.
Но это не факт, а лишь предположения. Возможно, золото не в подвалах, а где-то рядом. Если вы его обнаружите, то официальное вознаграждение составит семь с половиной бочонков сокровищ или четверть тонны золота. Можно долго вести беззаботную жизнь.
У вас нет доступа для просмотра вложений в этом сообщении.
Ни шагу назад ни шагу на месте а только вперёд и только все вместе .